Истьинский детский сад Реченька с. Истье
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе"Родной свой край люби и знай" Суровенкова Т.В.
16 сентября [пн]
«Родной свой край люби и знай!» «Я узнал, что у меня Есть огромная семья: И тропинка, и лесок, В поле - каждый колосок, Речка, небо голубое- Это все мое, родное! Это Родина моя! Всех люблю на свете я!» (В. Орлов) АКТУАЛЬНОСТЬ Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет: “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал” И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины. По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада. ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: · воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности; · расширение представлений о городах России; · знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); · развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; · развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам; · формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям; · формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры; · формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности. Тип проекта:тематический. Срок проекта: долгосрочный Участники проекта: педагоги, дети, родители Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Формы работы с детьми: Беседы; Занятия; Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций; Выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ; Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; Творческая речевая деятельность; Утренники, развлечения, конкурсы; Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»; Сочинение рассказов и сказок о семье; Создание мини-проектов; С родителями. Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта; Анкетирование; Дни открытых дверей; Фотоконкурсы; Праздники; Семейные мини – проекты. Сентябрь «Моя семья» 1.Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей». 2.Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому». 3.Рисование на тему «Я и моя семья». 4.Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество. 5.Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии» Октябрь «Я люблю свой детский сад и село, где я живу». 1.Экскурсия «Мое село - Истье» 2.Беседа на тему «Наши добрые дела» 3.Экскурсия в дом культуры в мини-музей «Сельская изба» 4.Рисование на тему «Там, где я живу, красиво» 5.Работа с родителями: консультация на тему «История доменной печи» 6.Оформление папки-передвижки «Мое любимое село» Ноябрь «Я живу на земле Рязанской» 1.Игра – путешествие «Я живу на земле Рязанской» 2.Рассматривание альбома «село Истье» 3.Беседа на тему «Красная книга области» 4.Прогулка «Белая берёза под моим окном» 5.Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость» Декабрь «Наша Родина – Россия» 1.Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия» 2.Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике» 3.Беседа «Государственная символика России» 4.Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины» 5.Рисование «Русский национальный костюм» 6.Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя» Январь «Краса ненаглядная» 1.Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России» 2.Рисование «Золотая хохлома» 3.Аппликация «Гжельская роза» 4.Лепка дымковской игрушки «Индюк» 5.Рисование «Тверская матрёшка» 6.Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес» Февраль «День защитника Отечества» 1.Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? » 2.Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту» 3.Подвижная игра «Защита границы» 4.Ручной труд : «Бескозырка, пилотка, бинокль» 5.Рассматривание картины «Богатыри» 6.Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки». Март «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» 1.Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле» 2.Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех» 3.Рисование «Портрет моей мамы» 4.Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? » 5.Чтение стихов о маме 6.Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца» Апрель «Издалека течет река Ока». 1.Беседа об Оке, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки. 2.Рисование на тему «Река Ока» 3.Аппликация «Подводное царство» 4.Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке» 5.Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми Май «Этот день победы» 1.Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава» 2.Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В. 3.Встреча с ветеранами труда и детьми войны 4.Рисование на тему «Салют в честь дня Победы» 5.Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне 6.Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта. Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина. Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др. Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество». Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации. Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье. |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.