Истьинский детский сад Реченька с. Истье

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе"Родной свой край люби и знай" Суровенкова Т.В.

16 сентября [пн]


 «Родной свой край люби и знай!»

«Я узнал, что у меня

Есть огромная семья:

И тропинка, и лесок,

В поле - каждый колосок,

Речка, небо голубое-

Это все мое, родное!

Это Родина моя!

Всех люблю на свете я!»

                                (В. Орлов)

АКТУАЛЬНОСТЬ

Родина, Отечество. … В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному посёлку и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

По этому нашей задачей, как педагогов, является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице , городу, стране; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах, знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в быту.

Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке – это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, ее столицей и символами.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Проект направлен на формирование нравственно- патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране, природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края и страны. Воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважение к прошлому, настоящему, будущему своего края и страны. Применение эффективных методов и требований в условиях детского сада.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

· воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

· расширение представлений о городах России;

· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

· развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

· развитие интереса к русским традициям, обычаям, промыслам;

· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям;

· формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

· формирование эмоционального отклика и тепла, бережного, заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

Тип  проекта:тематический.

Срок проекта:  долгосрочный

Участники проекта: педагоги, дети, родители

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей:
- Семья 
- Детский сад 
- Родная улица, район 
- Родной город, село 
- Страна, ее столица, символика 
- Права и обязанности (Конституция) 
- Права ребенка(конвенция) 

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.

Формы работы с детьми:

Беседы;

Занятия;

Рассматривание семейных альбомов, иллюстраций;

Выставки детских работ по проекту «Вместе дружная семья» в ДОУ;

Заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью;

Творческая речевая деятельность;

Утренники, развлечения, конкурсы;

Дидактические и сюжетно-ролевые игры по проекту «Вместе дружная семья»; 

Сочинение рассказов и сказок о семье;

Создание мини-проектов;

С родителями.

Беседы, консультации, родительские собрания по темам проекта;

Анкетирование;

Дни открытых дверей;

Фотоконкурсы;

Праздники;

Семейные мини – проекты.

Сентябрь

«Моя семья»

1.Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».

2.Дидактические игры «Для чего человеку имя», «Как тебя зовут по-другому».

3.Рисование на тему «Я и моя семья».

4.Работа над понятиями: семья, фамилия, имя, отчество.

5.Работа с родителями: тематическая беседа «Семейные реликвии»

Октябрь

«Я люблю свой детский сад и село, где я живу».

1.Экскурсия «Мое село - Истье»

2.Беседа на тему «Наши добрые дела»

3.Экскурсия в дом культуры в мини-музей «Сельская изба»

4.Рисование на тему «Там, где я живу, красиво»

5.Работа с родителями: консультация на тему «История доменной печи»

6.Оформление папки-передвижки «Мое любимое село»

Ноябрь

«Я живу на земле Рязанской»

1.Игра – путешествие «Я живу на земле Рязанской»

2.Рассматривание альбома «село Истье»

3.Беседа на тему «Красная книга области»

4.Прогулка «Белая берёза под моим окном»

5.Работа с родителями: выставка фотографий на тему «Мой дом – моя крепость»

Декабрь

«Наша Родина – Россия»

1.Беседа на тему «Я люблю тебя, Россия»

2.Дидактическая игра «Кто живёт в нашей республике»

3.Беседа «Государственная символика России»

4.Рассматривание альбома «Москва – столица нашей Родины»

5.Рисование «Русский национальный костюм»

6.Работа с родителями: беседа на тему «Конвенция о правах ребёнка», игра-викторина «Россия – Родина моя»

Январь

«Краса ненаглядная»

1.Беседа на тему «Народно-прикладное искусство России»

2.Рисование «Золотая хохлома»

3.Аппликация «Гжельская роза»

4.Лепка дымковской игрушки «Индюк»

5.Рисование «Тверская матрёшка»

6.Работа с родителями: развлечение на тему «Ярмарка чудес»

Февраль

«День защитника Отечества»

1.Беседа на тему «Что лучше – худой мир или хорошая война? »

2.Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту»

3.Подвижная игра «Защита границы»

4.Ручной труд : «Бескозырка, пилотка, бинокль»

5.Рассматривание картины «Богатыри»

6.Работа с родителями: конкурс армейских фотоальбомов пап : «Есть такая профессия – Родину защищать», развлечение «Богатырские потешки».

Март

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

1.Беседа на тему «Мама – самое прекрасное слово на земле»

2.Составление рассказов из личного опыта «Моя мама лучше всех»

3.Рисование «Портрет моей мамы»

4.Игра «Я забыл поздравить маму. Как исправить положение? »

5.Чтение стихов о маме

6.Работа с родителями: тематический вечер «Тепло материнского сердца»

Апрель

«Издалека течет река Ока».

1.Беседа об Оке, показ иллюстраций и фотографий о красоте реки.

2.Рисование на тему «Река Ока»

3.Аппликация «Подводное царство»

4.Беседа на тему «Как мы отдыхали на реке»

5.Работа с родителями: благоустройство территории и посадка цветов совместно с родителями и детьми

Май

«Этот день победы»

1.Беседа на тему «Этих дней не смолкнет слава»

2.Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В. О. В.

3.Встреча с ветеранами труда и детьми войны

4.Рисование на тему «Салют в честь дня Победы»

5.Слушание и пение фронтовых песен; заучивание стихов о войне

6.Работа с родителями: выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг – другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.