Истьинский детский сад Реченька с. Истье

Открытое занятие по познавательному развитию (ФЭМП). Дёмочкина Е.В.

06 - 16 сентября

Конспект  занятия  по  познавательному развитию (ФЭМП) в  подготовительной группе

Тема: «На помощь Емеле»

 Цель: развитие у детей любознательности, познавательных интересов и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; развитие воображения и творческой активности.

 Обучающие задачи:

- закреплять счет в пределах 10;

- закреплять знание дней недели;

- закреплять умение решать задачи путём сложения и вычитания

однозначных чисел;

- закреплять понятия величины: узкий, широкий, длинный, короткий;

- закреплять знания о геометрических фигурах, продолжать учить

классифицировать их по определенным признакам;

- закреплять умение анализировать, сравнивать и соотносить геометрические

фигуры с предметами;

-закреплять умение путем аппликации создавать геометрические фигуры,  самостоятельно подбирать цвет и форму для создания композиции.

Развивающие задачи:

- развивать пространственные представления: налево, направо;

- развивать логическое мышление, умение воспринимать и

отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать;

- развивать связную речь, умение высказывать и обосновывать свои

суждения;

- способствовать развитию слухового и зрительного внимания, памяти;

- способствовать развитию воображения, творческих способностей;

- развивать мелкую моторику рук;

- развивать познавательный интерес к занятиям математикой.

 

Воспитательные задачи:

- формировать познавательную активность, самостоятельность в поиске

путей решения поставленных задач;

- формировать коммуникативные навыки, умение согласовывать действия в

игровой и учебной деятельности;

- воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

 

Словарная работа: Активизировать употребление детьми в речи названий геометрических фигур, дней недели, месяцев, времен года, слов «плюс», «минус», «равно», «узкая», «короткая», «четырёхугольники», «направо», «налево».

 

Оборудование:

Технические средства: мультимедийное оборудование. Демонстрационный: посылка, волшебная палочка, письмо, конверт с загадками, мяч, дерево настроения, изображения бус.

 Раздаточный: карточки с изображением бус, клей, кисточки, баночки с цветной крупой, шаблоны геометрических фигур, цв. карандаши, салфетки, грустные и весёлые значки – смайлики.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «По щучьему велению, по моему хотению», решение логических задач, решение конструктивных и математических задач, индивидуальные занятия.

Форма непосредственной образовательной деятельности: 

Интегративное занятие игра-путешествие.

 

Форма организации: фронтальная (в основном), индивидуально-дифференцированная.

 

 

Ход занятия

I.  Вводная часть

 Наглядный метод: показ демонстрационного материала /атрибуты: посылка, волшебная палочка/ и словесный метод /загадка/ в целях повышения эмоциональной и познавательной активности детей, создания мотивации к занятию.

Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я шла к вам в детский сад, почтальон вручил мне посылку. Вам интересно, от кого она? Хотите узнать? Отгадайте загадку.

Уплетая калачи,

Едет парень на печи.

Прокатился по деревне
И женился на царевне.

 (Ответы детей)

Интересно, что может быть в посылке?  Давайте посмотрим, что в посылке.

(В посылке лежат письмо, волшебная палочка, красивый конверт с загадками).

II.Основная часть

Методические приемы создания   воображаемой игровой ситуации и проблемной ситуации, сюрпризный момент и наглядный метод: показ демонстрационного материала  /атрибуты: письмо, волшебная палочка, красивый конверт с загадками, макет календаря/ в целях повышения познавательного интереса и умственной активности детей, создания эмоционально приподнятой атмосферы.

Воспитатель читает письмо.

Дорогие ребята! В нашем тридевятом царстве в четверг праздник. У Марьи –царевны День Рождения. Всех пригласили на праздник, а мои братья говорят, что мне там нечего делать, потому что я бездельник. Заперли меня в избе. Помогите мне, пожалуйста! Посылаю вам волшебную палочку: она покажет дорогу. Убедиться в ее волшебстве вы сможете, отгадав мои загадки. Ну что, ребята, поможем Емеле?

1 задание: дидактическая игра «Расставь дни недели по порядку». Практический метод: дидактическая игра. Методический прием: сюрпризный момент. Словесный метод: беседа, вопросы с целью закрепления знаний дней недели.

Ребята, а какой сегодня день? А когда будет четверг? Успеем ли мы Емеле помочь, чтобы он вовремя попал на праздник? Давайте посмотрим по календарю. (Сюрпризный момент: календарь внезапно рассыпается). Ой, а как же мы узнаем, когда будет четверг? Что нам делать? (ответы). Давайте соберем календарь, расставим дни недели по порядку. Всем ли хватит календарных листков? Сколько дней в неделе? (ответы детей). А сколько вас на занятии? (ответы). Кого больше? Значит, кому-то листка не хватит. Может, кто-то из вас захочет проверить, правильно ли ребята соберут календарь? (ответы). Хорошо. Один человек у нас будет контролером, а остальные возьмут по листку и встанут по порядку. 

В то время как дети «занимают свои места в календаре», воспитатель в ходе непринужденной беседы закрепляет знания детей о днях недели.

Возможные вопросы:

Какой первый день недели? А последний? Между какими днями недели находится среда? В какие дни недели вы ходите в садик, а когда остаетесь дома? Как называются эти дни?

Воспитатель предлагает ребенку-контролеру проверить, правильно ли «встали листки календаря».

Воспитатель: Ребята, вы не забыли, когда праздник у Марьи-царевны, на который хотел попасть Емеля? (ответы). А какой по счёту четверг? (ответы)

2 задание. Отгадывание загадок в форме игры «Отгадай Емелины загадки».

Методические приемы включения юмора и сюрпризного момента, словесный метод /отгадывание загадок, беседа, художественное слово/ направлены на развитие сообразительности и логики, чувства юмора, стимуляцию умственной активности, формирование умения подбирать рифму, закрепление знаний о весне, пробуждение познавательного интереса к окружающему миру и к его отражению в малых литературных формах, активизацию словаря.

Воспитатель: Молодцы! Вы правильно расставили дни недели по порядку, выяснили, когда будет четверг. У нас есть время, чтобы успеть помочь Емеле.  В пути нам поможет волшебная палочка. Но прежде чем отправиться в дальнюю дорогу, давайте проверим ее волшебство, отгадав Емелины загадки.

На печке я полеживал, загадки сочинял,

Да вот оплошность вышла, отгадки потерял.

Помогите, детки, отыскать отгадки,

Постарайтесь разгадать весенние загадки.

 

Если ответите правильно, палочка нам это покажет (сюрпризный момент). Не спешите отвечать хором: загадок хватит на всех. Палочка сама покажет, кому отвечать.

1.Что растет вершиной вниз, уцепившись за карниз?

А весна настанет, и она растает. (сосулька)

2.Кто на небе солнце прячет, иногда подолгу плачет? (облако, туча)

3.Прилетела цапля в камыши послушать

Под луною майской хор речных … (лягушек).

  4.На лугу и в поле поют, шумят ручьи,

 Вернулись к своим гнездам черные … (грачи) 

При правильных ответах палочка светится.

Воспитатель: Убедились, что палочка волшебная? (ответы). Она не даст нам сбиться с пути. А теперь, ребята, посчитаем от одного до десяти, я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся в Тридевятом царстве (звучит музыка).

Наглядный метод: демонстрация слайдов с целью закрепления пространственных понятий (Слайд № 2). Вот мы и в Тридевятом царстве.

Ну что, отправляемся в путь? (Слайд № 3) Воспитатель читает надпись на указателе

Налево пойдёшь – в дремучем лесу пропадёшь.

По самой короткой дорожке пойдёшь – в болото попадёшь.

По самой узкой дорожке пойдёшь - Емелю найдёшь.

По какой же дорожке нам идти? Может, свернём налево? Или пойдём по короткой дорожке?

Вот мы и пришли к дому Емели. (Слайд № 4). Но чтобы открыть замок от двери, нам нужен ключ. А где же его взять? Может, кто-нибудь взял ключ. Ребята, как вы думаете, кто мог взять ключ? (ответы). Кто из лесных жителей любит блестящие металлические предметы? (ответы).

Воспитатель подводит детей к тому, что это могла сделать сорока.

  Появляется птица с ключами и письмом.  (Слайд № 5)

Дидактическая игра «Подбери ключи»

Метод создания проблемной ситуации и наглядный метод /демонстрация слайдов/ направлены на то, чтобы вызвать у детей познавательный интерес и умственную активность

Воспитатель: Ребята, а вот и сорока. Да у нее не один ключ, а несколько.

Сколько ключей вы видите?  (ответы). А замок один.

(Слайд № 6) Посмотрите внимательно на замок и ключи. Что изображено на замке?  (ответы)

Вопросы воспитателя:

Что изображено на карточках у ключей? (ответы)

Как вы думаете, что это значит? (ответы)

Возможно, вопросительный знак означает вопрос или даже задачу. Проверим? Воспитатель читает задачу. Дети решают. (Слайды №7, 8, 9).

Молодцы, вы правильно решили задачу. Обратите внимание на то, как изменился ключ. Что там появилось? (ответы детей).

Решение следующих задач. Ход работы аналогичный.

Воспитатель: ребята, все задачи решены. Ключи все с цифрами. Что надо теперь нам сделать? (ответы). Правильно, подобрать ключ к замку. Так какой же ключ подойдет к замку на двери избы Емели? (Слайд № 10)

Дети сравнивают ключи с замком и выбирают нужный ключ.

Тексты веселых лесных задач

1. На поляне у рябинки

Зайчик увидал малинку.

Прыгнул зайчик под осинку -

Отыскал там две  малинки.

Отвечайте без запинок,

Сколько он нашёл малинок?

Как вы узнали? Правильно, молодцы!

2. Четыре красных яблока На веточке качались. Два яблока снял Петя, А сколько  их осталось?

Как решить эту задачу? Сколько яблок осталось?

3.Как-то на лесной опушке

Вместе собрались зверушки:

Три весёлых медвежонка

И два маленьких зайчонка.

Посчитаёте поскорей,

Сколько собралось друзей?

Сколько гостей собралось? Как вы решили эту задачу?

(Слайд № 10) Воспитатель: ребята, все задачи решены. Ключи все с цифрами. Что надо теперь нам сделать? (ответы). Правильно, подобрать ключ к замку. Так какой же ключ подойдет к замку на двери избы Емели?

(Слайд № 11). У нас всё получилось, мы откроем дверь избы, и Емеля сможет поехать на праздник. А вот и Емеля. (Слайд №12).

Воспитатель и дети приветствуют Емелю. Воспитатель: Емеля, ты опять лежишь, бездельничаешь? Может, и правы братья, что не пускают тебя на праздник? Не заработал. Емеля: Что вы! Я очень трудолюбивый. Я всеми днями тружусь. И только иногда отдыхаю. Я расскажу, чем я занимаюсь, а ребята могут повторять за мной движения,  пусть поучатся крестьянскому труду. Согласны, ребята? (ответы)

Пауза здоровья. Тематическая физкультминутка как методический прием здоровьесберегающей методики с целью снятия умственного напряжения посредством двигательной активности и закрепления  названий дней недели.

 

(Слайд №13).

 Физкультминутка

 

В понедельник рано утром я всегда колю дрова,

А во вторник для разминки мною косится трава,

В среду целый день в лесу дремучем я пилю стволы,

Чтоб в четверг их на лошадке  мог я привезти.

В пятницу полю я грядки, удаляю сорняки,

А в субботу с рыбаками карасей ловлю в реке.

Лишь раз в неделю, в воскресенье, могу я отдыхать,

И до понедельника без устали плясать.

 

Чтение текста сопровождается соответствующими движениями.

 

Словесный метод /беседа, напоминание, уточнение, пояснение, вопросы, индивидуальные ответы детей/ и наглядно-практический метод: методический прием использования мультимедийного оборудования  /показ слайдов/, раздаточного материала / карточек с изображением бус для выполнения поделки, шаблонов геометрических фигур/, материалов для работы /манки, цветных мелков, цветных  карандашей, клея/, практический метод /аппликация/ с целью закрепления знаний  о геометрических фигурах, формирования умений  классифицировать их по определенным признакам, выявлять закономерности, создавать геометрические фигуры путем рисования при помощи шаблона, самостоятельно подбирать цвет и форму для создания композиции, активизации словаря по теме. Метод применения дифференцированных заданий с целью привития интереса к занятиям математикой, развития мыслительных способностей, умения логически мыслить.  Методический прием предъявления эталонного образца для самостоятельной проверки детьми правильности выполнения задания. Форма организации: самостоятельная индивидуальная работа в целях формирования навыков самостоятельной деятельности /выполнение заданий, дифференцированных по уровню сложности/.

 

 Воспитатель. Молодцы, ребята! Ловко у вас все получается. Хорошими работниками будете.

Ну что ж, Емеля, ты можешь отправляться на праздник.

Емеля. Да не могу. Ведь у меня еще одна беда: я приготовил в подарок бусы для царевны, но одна бусинка потерялась.

Воспитатель: Ребята, поможем Емеле и починим бусы? (На магнитной доске – изображение сломанных бус).

Диалог воспитателя с детьми. Вопросы воспитателя:

1.Из каких фигур сделаны бусы?

2.Как одним словом можно назвать эти геометрические фигуры? Почему?

4. Как бусины расположены?

5. Бусинки какой фигуры потерялись?

6. Одинакового ли цвета наши бусинки?

7.А какого цвета потерянные бусинки?

8.Посмотрите, потрогайте бусы. Из чего они сделаны? 9.А вы знаете, что такое манная крупа?

10.Для чего она нужна? Что можно из нее приготовить?

11.Какого цвета бывает манная крупа?

13.А бусы у Емели какие?

14.Почему они стали разноцветными?

15.Как манку можно сделать разноцветной? Что для этого надо сделать? (Проблемная ситуация) Дети думают, предлагают свои ответы.

С воспитателем делают вывод: чтобы крупа стала разноцветной, ее надо покрасить. Емеля её покрасил цветными мелками. Воспитатель показывает, как окрашивают манку.

А теперь за работу! Проходите, садитесь за столы. Ребята, у меня для вас два варианта бус: первый, как у Емели, а второй – усложненный. Там отсутствуют другие бусины, и вам самим надо догадаться, каких бусин не хватает, какой они формы и какого цвета. Вы можете выбрать любой вариант, по своим силам и желанию. (Дети выбирают по желанию нужный вариант). Рассмотрите внимательно листочки с бусами. Как вы думаете, с чего надо начать работу? (Ответы).

Правильно, сначала надо разобраться, какие бусины утеряны. Какой следующий шаг? (ответы). Правильно, затем нужно нарисовать бусины в виде геометрических фигур.  Что нам для этого понадобится? (ответы) Когда бусины будут нарисованы, что мы будем делать? (ответы). Что же нам надо сделать, чтобы манная крупа держалась на бусах? (ответы) Какого цвета вы возьмете крупу? (ответы).

Воспитатель делает пояснения о работе с клеем и крупой.

Дети выполняют работу. Пока клей сохнет, воспитатель предлагает поиграть в игру.

Словесно-практический метод /дидактическая игра «На что похоже?» / с целью закрепления умения анализировать, сравнивать и соотносить геометрические фигуры с предметами

Воспитатель бросает мяч, называет геометрическую фигуру, а ребенок, возвращая мяч, называет предмет, похожий на заданную фигуру.

Дети возвращаются на рабочие места и завершают работу с бусами.

 Методический прием определения перспективы полученных знаний с целью мотивации детей на дальнейшее использование полученных знаний, умений, навыков.

 

Красивые бусы у вас получились?

(Слайд № 14). Емеля: Молодцы ребята, что справились с заданием, спасибо вам за помощь. Я очень рад, что смогу подарить Марье-царевне такую красоту. Вам я тоже хочу сделать подарок: каждый из вас получит баночки с цветной крупой, и вы сможете сделать дома разные украшения в подарок маме или бабушке.

Воспитатель. А эти бусы давайте подарим гостям, которые присутствуют у нас на занятии.

Нам пора возвращаться в детский сад, считаем от 10 до 1, я взмахну волшебной палочкой, и мы окажемся в нашем садике.

III часть занятия. Итог

Словесный метод /указание, вопросы/ и методический прием рефлексии с целью формирования у детей навыков самоанализа и самооценки.

Вам понравилось путешествие? Какие задания вам показались интересными? Какие сложными? Воспитатель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние на дереве настроения.Если у вас хорошее настроение, вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то повесьте на дерево значок хорошего настроения, а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, то - значок грустного настроения. Вот и закончилось наше путешествие. Спасибо вам за доставленное удовольствие, мне приятно было с вами путешествовать.

Список использованной литературы:

1.Программа "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.  – Москва, Мозаика – синтез, 2010.

 2.Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька… - Москва, 000 Баласс, 1998.

 3. Новикова Математика в детском саду» подготовительная группа. – М.: Мозаика – синтез, 2007.

f3fe6351c85f6bb395e273e0be6c8370.jpg

356a9c64ebed37983473d49f75e9d459.jpg

 

 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.